+7 964 789 37 81
г. Москва
Вопрос-ответ

Обладает ли юридической силой договор, заключённый по электронной почте? 

Каков порядок признания отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями? 

Какие последствия для работника влечет его отказ подписать дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора?

Возврат/замена автомобиля

  Владелец автомобиля, как потребитель товара, в случаях, определённых Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон РФ "О защите прав потребителей"), вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи автомобиля и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо предъявить требование о его замене на автомобиль этой же марки (модели) или на такой же автомобиль другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

   Предъявить данные требования потребитель может в случае обнаружения в автомобиле недостатков.

  Но не всех недостатков, а только тех из них, за которые в соответствии с законом отвечает продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер. Это так называемые производственные недостатки, которые возникли в автомобиле до передачи его потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

  В отношении указанных недостатков потребитель может предъявить свои законные требования в течение пятнадцати дней со дня передачи ему такого товара.

  По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: 

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

  Понятие существенного недостатка товара раскрывается в преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей":

  существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. 

  Кроме этого определения понятие существенного недостатка товара раскрывается в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", в котором, в частности, сказано, что под существенным недостатком товара следует понимать:

  "а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

  б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

  В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

  в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

  г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

  д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению".

  Сроки устранения недостатков товара установлены в пункте 1 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

  "Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней".

  Невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков разъясняется в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" таким образом:

  "В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока".

  Если в результате анализа вашей ситуации вы пришли к выводу о том, что у вас возникло право на замену или возврат автомобиля, то в этом случае, пожалуйста, воспользуйтесь ещё одной рекомендацией.

  Прежде чем вы начнёте на практике осуществлять своё право - обратитесь за советом к юристу. Это поможет избежать досадных ошибок, которые впоследствии не всегда можно исправить. 

  Не каждый автовладелец способен самостоятельно разобраться в правовом механизме рализации потребительских прав. Отношения автовладельцев, как потребителей товаров, регулируются не только Законом РФ «О защите прав потребителей», но и, в первую очередь, Гражданским кодексом Российской Федерации,  а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К месту будет сказано: законодательные акты, регулирующие сферу потребления, - не самые простые для понимания рядовым потребителем смысла их правовых норм.

  Следует также учесть, что со стороны автодилера вам обязательно будет противостоять опытный юрист со своими многократно проверенными механизмами противодействия.

  Если в процессе осуществления ваших потребительских прав вам понадобится квалифицированная юридическая помощь - обращайтесь ко мне! Мои консультации бесплатны! Я вам помогу!